1) Введение
Слово "библия" происходит от греч. слова
библос - "книги". Б. - это собрание 66 отдельных книг.
На сегодняшний день не существует однозначного
мнения по поводу авторитетности Библии.
Разные люди думают по-разному.
Одни говорят, мы верим всему, что написано в Библии, верят в триединство
Бога, знают, что возмездие за грех смерть, но все же живут грешной
жизнью. Либеральные богословы, ставят под сомнение божественность
Писания.
Большое множество других людей, которые слышали много различных мнений,
ставят под сомнение авторитетность Писаний и по незнанию своему не могут
приблизиться к Богу.
Но все же есть верующие - христиане, которые искренно уверовали в Господа Иисуса
Христа. Они желают рассказать, о том, что Библия это не просто
историческая книга или собрание древних сочинений, но что Библия - Слово
Божье, оставленное грешным людям, чтобы они могли узнать об истинном
Боге и могли познать Его через Иисуса Христа.
2) Внешнее
свидетельство (человеческое)
А) Рациональные свидетельства
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум), философское
направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно
рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно
источника знания и критерия его истинности.¹
Рациональный
подход принимает научные доказательства Библии. А именно принимаются во
внимание данные археологических раскопок, и выводы сделанные на их же
основании. Искренно верующий христианин принимает эти факты с радостью,
т.к. он верою знает, что все записанное на страницах Библии истинно.
Он свою веру строит на Слове Божьем, а не на научных доказательствах
(Евр.11:6).
Конечно, для скептика научное доказательство очень важно, и он не
поверит Библии до тех пор пока не найдет подтверждение тому, что там
написано.
Сейчас доказано, что Писание исторически верно, потому что об этом
свидетельствуют многие раскопки и многие ученые-археологи подтверждают
это:
Археологи
получили огромное количество данных, подтверждающих правильность
масоретского текста.
Бернард Рамм пишет о так называемой "печати Иеремии": "Археология также
располагает свидетельствами, подчеркивающими точность масоретского
текста. "Печать Иеремии" - это печать для маркировки смоляных пробок
винных бутылей, относящаяся к I или II веку от Р.Х. На ней написаны
слова из книги Иеремии 48:11, в общем совпадающие с масоретским текстом.
Эта печать "...говорит о той точности, с которой передавался текст от
времени изготовления печати до эпохи, когда были изготовлены рукописи".
Более того, масоретский текст, дошедший до наших дней, подтверждается
так называемым "папирусом Робертса" (II век до Р.Х.) и "Нэшским
папирусом" (Олбрайт датирует его, самое позднее, 100 г. до Р.Х.)" (61)
«Попытавшись доказать, что Писание не исторично и ненадежно, я пришел к
выводу о его исторической достоверности. Если считать ненадежной Библию,
то следует отбросить и почти всю литературу древности»² (68)
Но все же
человек скептически настроенный, который принимает только рациональное
свидетельство, он не может принять все сверхъестественные Библейские
чудеса.
Например, Моисей поднял посох и расступились воды Чермного моря.
«…и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море
сушею; и расступились воды» (Исх.14:21). Как можно доказать это с
научной точки зрения? Господь использовал ветер, но такой силы, что
расступились воды моря.
В видео лекциях Кента Хованда³ показаны снимки того место, где прошел,
предположительно, Израиль. Якобы на том месте найдены остатки колесниц
фараона. Но опять же, правда ли это то место где прошел Израиль или
только обман, подделка или вымысел? – так говорит скептически
настроенный человек.
Т.е. человек, который строит свою веру на рациональных свидетельствах,
не может поверить всей Библии.
____________________
¹Энциклопедический словарь
²Джош Макдауэлл, Неоспоримые свидетельства, с.61, 68
³Кент Хованд, Видео лекции: Сотворение, эволюция и динозавры
Б) Авторитет церкви
Мы можем с
полной уверенностью полагаться на авторитет первоапостольской Церкви и
принимать её свидетельства о Священном Писании как истину. Мы можем
полагаться на её верных апостолов и учеников Иисуса Христа. А они
утверждали, что «Все Писание богодухновенно»
(2Тим.3:16; 2Пет.1:21;
Рим.1:2; Иак.2:23).
В наше время различные христианские деноминации, миссионерские общества,
союзы так же признают авторитетность Библии:
Священное
Писание единственное правило и руководство во всех вопросах веры и
жизни. Перед нами великий и всеобъемлющий принцип
евангельско-баптистского исповедания. Как из корня вырастает дерево со
всеми его ветвями и сладкими плодами, так и из этого первого
евангельского принципа вытекают все остальные принципы нашего
исповедания. Мы признаем, что только правильная оценка Священного
Писания и глубокое благоговение перед Ним могут сделать нас истинными
христианами.¹
Но есть и
исключение из правил – православие, католицизм, пятидесятники,
харизматические движения (программа «Новый мировой порядок»). Порой
каждая из этих организаций выдвигает особые требования и особые взгляды
на Священное Писание, уравнивая авторитет Библии с другими книгами, или
опровергая истины записанные в ней:
А мы уверенно говорим: "Дьявол, ты не остановишь нашу реку. И ты никогда
не увидишь сухого дна нашей финансовой реки. Ты захлебнешься, ты утонешь
в этой полноводной реке. Мы утопим тебя, дьявол, в наших финансах! (13
июля 2003 года, Рига, Латвия Алексей Ледяев "Деньги и храм")²
Но Писание говорит совсем обратное: «Опять берет Его диавол на весьма
высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит
Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит
ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему
поклоняйся и Ему одному служи» (Матф.4:8-10)
«Папа объявлен непогрешимым главой церкви на земле. Апокрифы были
добавлены к канону, чтобы обосновать учение, которого нет в каноне.
Писание было подчинено авторитету церкви, и именно она определяет его
толкование. Духовенство церкви утверждает, что оно основывается на
единогласном мнении отцов церкви; однако такого единогласия не
существует.
Так как преданиям, решениям соборов и разъяснениям, которые дает папа,
как высший учитель, придается то же значение, что и Писанию, все это
может добавляться к Писанию как кому угодно. Библейская критика, недавно
разрешенная Римом, не имеет того же влияния, что у протестантов,
поскольку не касается высшей власти церкви.
Православная церковь, которая считает себя непогрешимой, тоже основывает
свое учение, кроме Писания, на решениях семи первых соборов, названных
экуменическими (во многих пунктах они расходятся с Библией)»³
Порой так
называемые «церкви» не поднимают авторитет Писания, а наоборот устраняют
этот авторитет.
____________________
¹ 7 Баптистских принципов, Я. Я. Винс, 1924
² www.glaznayamaz.org , сравнение учения Ледяева с учением Иисуса Христа
³ Рене Паш, Богодухновенность и авторитет Библии, с.267, 268
3) Внутреннее
свидетельство (Божественное)
А) Божественный характер Библии
Так как же простому смертному человеку разобраться является Библия
авторитетом или нет? Ему нужно обратится к Тому, кто руководил процессом
написания Библии. Человеку нужно поверить Богу и Его Слову, только так
он увидит, как действует Бог через Свое Слово – Библию.
Авторитет Библии утверждается самим Богом и Его действием через Свое
Слово.
Существует
много доказательств того, что Библия это уникальная книга и нет ей
подобной. Уникальные заявления Библии свидетельствуют про её
божественный характер. Три тысячи восемьсот раз Библия провозглашает
«Бог сказал» или «так говорит Господь» (напр.Ис.1:10,24; Иер.1:11;
Иез.1:3 и т.д.) Павел подчеркивал, что те слова, которые он писал, это
заповеди Господни (1Кор.14:37), верующие так же признавали их
(1Фес.2:13). Павел провозглашал точность Писания и необходимость
придерживаться неизменённого и точного Божьего Слова (2Петр.1:16-21)¹
Б) Богодухновенность Библии
«Учение о
богодухновенности Библии – не изобретение богословов; это учение Библии
о самой себе. Что бы вы ни думали о Библии, она имеет право
свидетельствовать о самой себе. Кто-то скажет, что свидетельство о самом
себе не обязательно правдиво. Пусть так; но для того что бы это решить,
нужно, по крайней мере, выслушать это свидетельство» ²
Да, это так,
опять возвращаемся к стиху «Все Писание богодухновенно…» (2Тим.3:16).
Боговдохновенный [греч. теопнеустос, "богодухновенный"].
Согл. 2Цар 14:3, человек может "вложить в уста" другому определ.
информацию, к-рую тот должен донести до других людей. Бог же властен
вложить весть в сердце Своего посланника (Езд 7:27; Неем 2:12).
Подтверждая эту мысль, Тимофей говорит в 2Тим 3:16, что все Писание Б.
(прежде всего здесь имеется в виду ВЗ, см., напр., Ин 2:22; 5:47, а в
2Пет 3:16 наряду с ветхозаветными Б. названы и новозаветные писания).
Библия появилась благодаря чуду: смертные люди смогли произнести и
записать слово Божье. ³
Павел
говорит: «…возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но
изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:13).
Слова, которые он говорил не человеческой мудрости, но были они влагаемы
Духом Святым, т.е. Богом. Это есть неопровержимое доказательство
авторитета и власти Библии.
Здесь Павел
говорит, что «от Духа» исходят «слова». Это утверждение никак не
согласуется с мнением некоторых богословов о том, что только богодохновенны в Писании только мысли, идеи, а слова принадлежат людям и
могут содержать ошибки. Но Павел настаивает на том, что слова его
проповеди исходят от Духа Святого.²
Дух Святой утверждает авторитетность Писаний.
____________________
¹Еннс, Підручник з богослов’я
² Райри, Основы богословия, с.80, 83
³Библейский словарь Брокгауза
В) Иисус признал авторитет Писания
Самый яркий
пример того, как Христос подтвердил авторитетность Писаний, а именно
тем, что было записано в ВЗ о Нем, все исполнилось!
Мф.5:17-18 – в 17 стихе Христос признает весь ВЗ (закон и пророки), а в
18 стихе Он говорит о постоянстве и неизменности ВЗ.
Слова из Ветхого Завета: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога
нашего пребудет вечно» (Ис.40:8)
То, что сказал Иисус: «…ни одна иота или ни одна черта не прейдет из
закона, пока не исполнится все» (Матф.5:18)
Хотя Господь
обладал непреложным авторитетом и властью (Мф.28:18), проявлял ее
(Лк.4:33-36) и учил «как власть имеющий» (Мф.7:28-29), Он признавал
авторитет ВЗ и ссылался на него (Ин. 5:45-47; Мф.23:23). Он подчинялся
авторитету ВЗ на протяжении всей Своей жизни и мессианского служения
(Мф.5:17; 26:52-56; Лк.18:31-33; 24:44). ¹
Что
интересно, на протяжении многих столетий (если взять от Моисея примерно
3500 лет) Слово Божье остается неизменным. За такой промежуток времени
множество древних книг исчезают, забываются, уничтожаются, и искажается
в них смысл. Но Слово Божье сохраняется Богом в неизменности, и пока не
исполнится все, что записано в пророчествах в Библии, то ни одна буква,
изменяющая смысл того или иного стиха не будет утеряна.
«но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам
проповедано» (1Пет.1:25)
Г) Признание апостолами
Ученики
Иисуса Христа признавали так же авторитетность и богодухновенность
Писаний.
Взгляд
апостола Павла на Библию. (1) Богодухновенность Ветхого и Нового
Заветов. В 1Тим.5:18 Павел перед своими размышлениями приводит слова:
«Писание говорит». И после этого цитирует Втор.25:4 и Лк.10:7, тем самым
уравнивая Писания Ветхого и Нового Заветов. Итак, апостол показал, что
Новый Завет есть таким же богодухновенным Словом Божьим, как и Ветхий
Завет. ²
Можем видеть,
что апостол Павел уравнивает книги ВЗ и НЗ. И говорит, что они
богодухновенны 2Тим.3:16.
Апостол Петр
так же высказывается по этому поводу 2Пет.1:20-21.
Апостол акцентирует, что никакие Писания не творились по воле
человеческой, а есть результатом руководящей силы Святого Духа. И хотя
люди писали слова Писания, они это делали как бы водимые (гр. pheromenoi)
Святым Духом. ²
Апостолы
подтверждают, что авторы Библии были под полным контролем Бога и никогда
Священное Писание не писалось людьми не бывших под руководством Духа
Святого.
____________________
¹Баракман, Практическая христианская теология
²Еннс, Підручник з богослов’я, с.178,179
4) Опасность
обожествления Библии
Эта опасность
есть, когда человек не изучая Писаний, делает неправильные выводы по
отношению к некоторым вещам, в нашем случае есть опасность обожествления
Библии.
Тот, кто
превыше всего ценит авторитет Библии, подвергается опасности поставить
ее на место Самого Бога. Это обожествление имело бы место в том случае,
если бы книгу пытались отделить от личности Христа и Духа Святого,
напечатанный текст поставить выше Того, Кто единственно является Светом
и Вождем верующих. Делать мертвые буквы предметом своей веры и любви —
это фактически и было бы своего рода обожествлением.¹
Я встретился
с этой проблемой, когда подарил Библию одной бабушке, она меня
попросила. И когда принес, она поцеловала книгу, для меня было это
маленьким шоком. Эта бабушка была научена по православному. Но и в
баптисткой среде есть точно такое же отношение, больше чтят книгу, чем
то, что написано в ней.
Когда я
уверовал и читал активно Библию, я заворачивал уголки на некоторых
страницах, для меня это было как закладки. Пришел брат по вере и увидев
это, развернул их обратно, и не объяснил почему он это сделал. Я
подумал, на сколько благоговейное отношение у брата к Слову Божьему! Но
интересней всего, что изучение Слова, у брата, оставляет желать лучшего.
Церковь тоже
находится в опасности не заметить действия Духа Святого и забыть, что
она зависима от Него, что ни книга, ни собственное мнение не может
занять место Господа. Иначе через справочники и учебники, пояснения и
толкования будет господствовать человек. Люди думают иметь руководство
Духа Святого в самой книге вместо того, чтобы верить, что Дух Святой
говорит через книгу. Как охотно они делают из этого обращения некий
упрошенный экстракт, систему, метод. И тогда практическое посредничество
церкви, ее исповедание ставится выше Библии, которая открывается все
реже.¹
Сейчас видна
проблема разных учений, много толкований на одно и тоже место Библии.
Издаются множество книг, миллионы книг, которые больше отводят от
изучения Писания. Они навязывают собственное мнение, и не дают четкого
догматического понимания Библейских истин.
Веруя в
богодухновенность Библии, вполне ли мы повинуемся ее Автору? Прославляя
Библию, захвачены ли мы ее вестью, которая исходит из уст живого Бога?
Если мы утратили контакт с Духом Святым не продолжаем ли мы просто
читать текст, который уже не трогает нас, как раньше, и который заменяет
нам голос Божий? Не стали ли для нас напечатанные страницы законом,
который осуждает и убивает, тогда как лишь Дух Божий оживляет? ¹
Есть
проблема, и её нужно решать, учить людей правильно, учась самому у ног
Иисуса Христа. Если человек говорит, что не хочет раз в неделю прийти на
группу изучения Библии, и объясняет это тем, что у него нет желания
изучать Библию, и для него изучение Слова Божьего не приносит никакого
удовольствия, то это очень большая проблема. Такому человеку нужно
подумать о рождении свыше.
____________________
¹Рене Паш, Богодухновенность и авторитет Библии, с.273-275
5) Заключение
Основываясь
на различных свидетельствах, таких как: рациональность, авторитет
церкви, Божье свидетельство, Иисуса Христа, апостолов, Святого Духа.
Можно сделать некоторые выводы:
1) С научной точки зрения, рационалистической, Библия верна.
2) С точки зрения церкви, Библия есть авторитет
3) Сам Бог свидетельствует об авторитете Писания
4) Иисус Христос подтверждает истинность и неизменность Слова Божьего.
5) Апостолы и ученики Христа признали авторитет Писаний
6) Дух Святой свидетельствует сейчас на земле, возрождая духовно мертвые
души к жизни вечной и руководя жизнью человека.
Можем видеть
такое количество свидетельств, это не одно и не два свидетельства, тут
больше пяти. Иисус Христос произнес такие слова:
«А и в
законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Я Сам
свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня»
(Иоан.8:17,18)
Библейский
авторитет применим ко всем сферам жизни, о которых говорит Библия. Он
имеет непреложный характер окончательным в вопросах истории и науки,
равно как и в плане веры и поведения. Поскольку Библия авторитетно
выражает истину Бога и Его волю по отношению к каждому человеку, то долг
всех людей — стремиться к постижению этой истины и подчиняться Его воле,
веруя Слову Божьему и повинуясь ему (см. раздел Диспенсации Бога в главе
Собственно теология). Такой отклик на Слово Бога свидетельствует о нашей
любви к Нему (Ин. 4:15, 21,23) ¹
То есть мы
должны понимать, на сколько авторитетно Слово Божье в нашей жизни. То,
что говорит Бог, имеет авторитет божественный и не может искажаться
людьми.
Христос сказал: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу
его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не
принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно
будет судить его в последний день» (Иоан.12:47,48)
Мы могли бы
еще долго исследовать тему о написанном откровении, поскольку еще далеко
не исчерпали ее. Но на этом необходимо остановиться, чтобы не утомить
читателя и предоставить ему возможность самому поразмышлять над
услышанными истинами. Речь идет о том, чтобы приступить к делу. Бог
любви, высший Учитель, великий Судья охотно желает открываться нам.
На нас лежит
обязанность — в тишине прислушиваться к каждому слову из Его уст,
повиноваться Ему и возвещать миру эти чудные истины.
Говори, Господи, ибо слушают слуги Твои!²
__________________
¹ Баракман, Практическая христианская теология
² Рене Паш, Богодухновенность и авторитет Библии, с.278
6) Список литературы
Рене Паш, Богодухновенность и авторитет Библии
Джош Макдауэлл, Неоспоримые свидетельства
Баракман, Практическая христианская теология
Райри, Основы богословия
Еннс, Підручник з богослов’я
Энциклопедический словарь
Кент Хованд, Видео лекции: Сотворение, эволюция и динозавры
|